Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Ульяновский Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа по теме:

Описание информационной системы: Учёт квартиросъёмщиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

руководитель:

выполнил:

Чичев А.А

студент группы ПрИ-31 Степанов Антон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006 г.

 

1. Цель проекта

 

Цель проекта состоит в разработке информационной системы Учёт квартиросъёмщиков, предназначенной для учета данных из всех ЖЭУ о районах, улицах, домах (количество подъездов, этажей, квартир), квартирах (серия, количество комнат, площадь), квартиросъёмщиках (в т. ч. дата заселения).

 

Задачи системы:

 

-         автоматизировать работу с данными от ЖЭУ города

-         предоставить актуальную пользователю информацию из ЖЭУ города

-         обеспечить удобный пользователю интерфейс

-         обеспечить методы и средства постоянного обновления данных от ЖЭУ

 

2. Назначение системы

 

Данная информационная система Учёт квартиросъёмщиков предназначена для автоматизации учета данных о домах и квартирах, их состоянии и типах, квартиросъёмщиках. Система должна надёжно работать, иметь удобный интерфейс и возможность совершенствования её возможностей.

 

3. Функции системы

 

3.1. Основные функции

 

3.1.1. Учёт данных из ЖЭУ

3.1.2. Автоматизация управления данными

3.1.3. Управление функционированием системы учёта

 

3.2. Дополнительные функции

 

            3.2.1. Автоматизация поиска улиц, домов, квартир, квартиросъёмщиков

            3.2.2. Предоставление подробной информации о квартиросъёмщиках, состоянии домов, квартир

 

4. Архитектура системы

 

4.1. Группы

 

Система должна иметь интерфейсы с пользователями в соответствии с выполняемыми пользователями задачами.

Должна быть обеспечена работа следующих групп:

 

-         администраторы

-         работники ЖЭУ

-         пользователи

 

4.2. Архитектура

 

Для каждой из групп необходимо разработать уникальный интерфейс, отвечающий требованиям конкретной группы, удовлетворяющий потребности и задачи группы.

База данных системы должна быть установлена на сервере. Для каждой группы должен быть определён соответствующий потребностям доступ к данным.

 

4.3. Оборудование

 

Для размещения базы данных в качестве сервера должен использоваться компьютер с соответствующими характеристиками.

Кроме основного сервера должен быть обеспечен резервный сервер с такими же характеристиками, находящийся в горячем резерве. База данных должна не реже одного раза в сутки резервироваться, и резервная копия в виде архива должна размещаться на резервном сервере.

В случае аварии основного сервера должна быть предусмотрена возможность разворачивания базы данных из архива на резервном сервере.

Рабочие места пользователей должны быть оборудованы персональными компьютерами с соответствующими характеристиками.

Резервные копии оболочек каждой группы также должны быть размещены на резервном сервере.

 

5. Структура системы

 

5.1. Состав системы

 

Основу информационной системы должна составлять база данных, предназначенная для хранения информации о улицах, домах, квартиросъёмщиках.

Информационная система Учёт квартиросъёмщиков должна содержать следующие подсистемы, предназначенные для выполнения основных задач системы:

 

-         подсистему базы данных

-         подсистему настройки

-         подсистему данных ЖЭУ

-         подсистему статистического учета

 

Структурная схема системы представлена на рисунке (см. в конце).

Система должна содержать Руководство с удобным интерфейсом и подсказками в случае возникновения проблем.

 

5.2. Подсистема базы данных

 

База данных должна содержать таблицы:

 

-         таблица Улицы

-         таблица Дома

-         таблица Квартиры

-         таблица Квартиросъёмщики

 

Таблица Улицы должна содержать следующие поля:

 

-         название улицы

-         район

-         количество домов

 

Таблица Дома должна содержать следующие поля:

 

-         адрес дома

-         этажность

-         количество подъездов

-         количество квартир

-         количество жильцов

-         состояние дома

-         год постройки

 

Таблица Квартиры должна содержать следующие поля:

 

-         серия квартиры

-         количество комнат

-         количество жильцов

-         состояние квартиры

 

Таблица Квартиросъёмщики должна содержать следующие поля:

 

-         ФИО

-         паспортные данные

-         данные о прописке

 

5.3. Подсистема настройки

 

Подсистема настройки предназначена для настройки Системы, осуществляемой администратором системы. Она должна обеспечивать следующие средства настройки:

 

-         выбор источника базы данных

-         регистрация групп пользователей и задание прав доступа

-         регистрация пользователей и задание паролей

-         сетевые настройки

-         системные настройки

 

Подсистема настройки должна содержать модули ввода данных, поиска и обработки данных

 

5.4. Состав подсистем поддержки деятельности сотрудников ЖЭУ

 

Подсистема учета  должна содержать следующие основные модули:

 

-         модуль ввода информации

-         модуль поиска информации

-         модуль обработки

 

5.5. Модуль ввода информации

 

Модули ввода информации всех подсистем поддержки деятельности сотрудников ЖЭУ должны осуществлять связь с базой данных и выполнять следующие функции:

 

-         обеспечивать удобный ввод соответствующих подсистеме данных

-         минимизировать ошибки ввода с помощью следующих средств:

o       специальные форматы данных

o       значение поля по умолчанию

o       ограничения на значения полей,

o       списки выбора значений

o       маски

-         обеспечивать возможность ввода данных, хранящихся в электронном виде, непосредственно из файла

-         обеспечивать средства задания различных критериев поиска информации.

 

Модули поиска информации всех подсистем учета должны обеспечивать выборку информации из базы данных и выполнять следующие функции:

 

-         обеспечивать средства задания критериев поиска

-         обеспечивать создание запросов по заданным критериям поиска

-         обеспечивать средства удобного представления найденной информации

 


6. Интерфейс

 

6.1.Общие требования

 

Интерфейс должен удовлетворять следующим общим требованиям:

-         должны быть предусмотрены варианты интерфейса для различных групп пользователей

-         в интерфейсе должна быть использована специальная терминология

-         поведение Системы должно быть прогнозируемым.

 

6.2.Требования к вводу информации

 

Интерфейс должен удовлетворять следующим требованиям к вводу информации:

 

-         однотипные операции должны производиться одним и тем же способом

-         должны быть предусмотрены средства отмены ошибочных действий пользователя

-         должны быть предусмотрены средства контекстно-зависимой справки

 

6.3.Требования к удобству пользования Системой

 

Интерфейс должен удовлетворять следующим требованиям к удобству пользования Системой:

 

-         время обучения, необходимое для начала продуктивной работы с системой не должно превышать 1 рабочего дня

-         скорость реакции информационной системы на действия пользователя не должна превышать 3 сек.

 

6.4.Требования к представлению информации

 

Интерфейс должен удовлетворять следующим требованиям к представлению информации:

 

-         информация должна представляться в легко воспринимаемом виде

-         должен быть обеспечен хороший обзор представляемой информации

-         представляемая информация должна быть полной и однозначной

-         представляемая информация должна точно соответствовать требованиям запроса

 


7. Защита данных

 

7.1. Определения уровней защиты

 

Каждой группе пользователей должны быть выделены определенные права доступа к информации:

 

-         группа администраторов должны иметь полный доступ к информации и к пользовательским функциям системы

-         группа работников ЖЭУ должна иметь права на ввод и поиск информации о районах, улицах, домах и квартиросъёмщиках

-         группа пользователей должна иметь права на поиск информации о районах, улицах, домах и квартиросъёмщиках в ограниченном объеме

 

7.2. Защита входа в базу данных

 

Каждый член всех пользовательских групп, кроме группы пользователей, должен быть зарегистрирован в системе и иметь свой логин.

Логин определяет принадлежность к пользовательской группе, права доступа и обеспечивает вход в Систему.

 

8. Требования к Программному Обеспечению

 

8.1. Удобство сопровождения

 

В программном обеспечении должны быть предусмотрены средства его усовершенствование при изменении требований заказчика или пользователя.

 

8.2. Надежность программного обеспечения

 

Сбои в работе системы не должны приводить к экономическому ущербу.

 

8.3. Эффективность программного обеспечения

 

Работа ПО не должна приводить к расточительному расходованию системных ресурсов, таких как память и время занятости процессора.

 


9. Требования к персоналу

 

9.1.Требования к пользователям

 

Для каждой группы пользователей должен быть проведен краткий курс обучения работе с Системой в рамках задачи группы.

 

9.2.Требования к обслуживающему персоналу

 

Обслуживающий персонал может включать сотрудников по обслуживанию компьютеров, сотрудников по обслуживанию сети и сотрудников по поддержке работы Системы и введения ее обновлений.

Сотрудники должны иметь квалификации инженера-электроника и программиста соответственно.

 

10. Этапы проектирования

 

Проектирование Системы должно осуществляться в соответствии со следующими этапами:

 

-         архитектурное проектирование

-         обобщенная спецификация

-         проектирование интерфейсов

-         компонентное проектирование

-         проектирование структур данных

-         проектирование алгоритмов.

 

На этапе архитектурного проектирования должны быть определены и документированы подсистемы и взаимосвязи между ними.

На этапе обобщенной спецификации должна быть разработана обобщенная спецификация на сервисы и ограничения для каждой подсистемы.

На этапе проектирования интерфейсов для каждой подсистемы должен быть определен и документирован интерфейс для каждой подсистемы.

На этапе компонентного проектирования должно быть проведено распределение системных функций (сервисов) по различным компонентам и их интерфейсам.

На этапе проектирования структур данных должны быть детально разработаны структуры данных для реализации программной системы.

На этапе проектирования алгоритмов должны быть детально разработаны алгоритмы для реализации системных сервисов.

 


11. Риски

 

11.1. Технологические риски

 

База данных должна обеспечивать обработку ожидаемого объема транзакций.

 

11.2. Риски, связанные с персоналом

 

Информационная система должна быть спроектирована таким образом, чтобы требуемый профессиональный уровень позволял подобрать штат сотрудников.

Для организации обучения персонала не должно требоваться специальных средств.

 

11.3. Организационные риски

 

Реорганизации организации-разработчика не должна отражаться на сопровождении системы.

Проект информационной системы должен содержать минимальное ядро, которое в случае сокращения бюджета проекта позволит завершить проект и сделать его работоспособным.

 

11.4.Риски, связанные с системными требованиями

 

Изменение и добавление требований к разрабатываемой системе не должно приводить к значительным повторным работам.

 

12. Смета затрат

 

Точная структура затрат на создание информационной системы зависит от процессов, используемых при её разработке. Если принять общую стоимость создания ИС за 100 единиц, то:

 

-         на этап сертификации и проектирования должно быть отведено 20% затрат

-         на этап разработки должно быть отведено 25% затрат

-         на этап сборки и тестирования должно быть отведено 50% затрат

-         на этап обучения персонала должно быть отведено 5% затрат

 


 

Хостинг от uCoz